воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Зил

Зил


 


 


 


Вслед за грянувшей в России революцией и последовавшей за ней индустриализацией стало модным масштабное и максимально ощутимое наличие промышленности на каждом углу.

Казалось привлекательным, когда везде заводы, кругом фабрики, а по горизонту красиво стелется дым из высоких производственных труб. На волне превращения аграрной страны в промышленную даже возник вполне осмысленный проект возведения на Красной Площади Наркомата тяжелого машиностроения, как символа новой страны. Попутно планировалось пустить за задней стеной мавзолея открытую линию метро – ну, чтоб стало окончательно наглядно. Тогда же в Москве на Сукином болоте задорные комсомольцы построили завод КИМ, ныне известный как завод «Москвич», а на окраине, в Тюфелевой роще, взялись завершить дореволюционную затею братьев Рябушинских под названием АМО, ныне Завод имени Лихачева. Строительство предприятий по рощам и болотам полностью соответствовало концепции времени. Пролетариат стал гегемоном, крестьянство получило поражение в правах, и где было строить заводы и развивать промышленность, как не в крупных городах? Квалифицированные кадры, умеющие собирать автомобиль при помощи молотка, на селе сроду не встречались, а в той же Москве еще водились. Так столица получила два автомобильных завода.

Сейчас Москва вполне логично развивается в сторону администрирования, но никак не производства. Завод «Москвич» благодаря умелой заботе московских властей и при помощи ушлых армян скончался, завещав территорию французскому Автофрамосу, а ЗИЛ еще трепыхается, из последних сил выпуская недопустимую и нежизнеспособную машину по кличке «Бычок». Примечательно, что ее придумало не конструкторское бюро, а механик заводской гоночной команды Костя Потехин. Ему понадобилась техничка для перевозки не очень тяжелого барахла, но в заводоуправлении его с просьбой выделить машину послали подальше. Тогда он подобрал у забора останки фургона «Мерседес» вместе с другими обломками, и, будучи рукастым, сделал для себя то, что считал нужным. А когда от завода потребовалось создать что-нибудь для людей, а не для «плана по валу», КБ растерялось, администрация испугалась, и инженеры разбежались. Но потом все увидели самоделку Потехина, провозгласили ее перспективной разработкой из серии «Наш вклад в Перестройку» и, не подумав как следует, пустили в серию. Конечно же, ни двигатель от Мерседеса, ни мосты достать было нельзя – пришлось ставить дизель от трактора «Беларусь», а все остальное срочно выдумывать. В итоге, вместо логично придуманной и грамотно сделанной машины механика Потехина получилась та самая жуть, с которой до сих пор мучается и завод, и страна.

И вот наступает развязка. У мэра Собянина дошли руки до гражданина Лаптева, нынешнего директора ЗИЛ, который выписал себе месячную зарплату в 20 миллионов рублей на дотационном предприятии. Лаптева уволили, решают, не посадить ли его заодно, но важней всего вопрос - что же делать с заводом? К сожалению, пока ни у кого не хватает смелости закрыть его навсегда и вообще прекратить производство почти в центре столицы. Дорогая земля хорошо уйдет под застройку офисными центрами и жилыми домами, а вот затевать выпуск неважно какой продукции на этом месте – абсурд. И место, как в анекдоте, проклятое, и с индустриализацией отдельно взятого города пора заканчивать.


Сергей Асланян


Silk Way



Комментариев нет:

Отправить комментарий